Сколько существует основных аспектов информационной безопасности. Аспекты обеспечения информационной безопасности. Основные составляющие информационной безопасности

Информационная безопасность: понятие, цели, принципы.

Государственная политика обеспечения информационной безопасности.

Состояние информационной безопасности в России.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ

В последние десятилетия мир переживает период перехода от индустриального общества к обществу информационному. Происходи кардинальная смена способа производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. По своему значению и воздействию на общество это сравнимо с новой всемирной промышленной революцией, нисколько не уступающей по своему значению революциям прошлого. Фактически речь идет о развертывании и реализации. Уровень развития информационного пространства общества определяющим образом влияет на экономику, политику и многие элементы государственности.

Использование возможностей, открываемых развитием новых информационно-телекоммуникационных технологий, рассматривается руководством развитых странах как основа своего социально-экономического, политического и культурного развития, как средство решения наиболее острых внутренних и внешних проблем. Богатство страны и ее безопасность обеспечивается сегодня не только частной собственностью, капиталом, рынком, но и их соединением с колоссальными ресурсами самых разнообразных знаний и информационными технологиями. Подобное соединение формирует информационное общество, основными характеристиками которого являются:

Открытость информации и доступ к ней для любого субъекта в

любое время и в любом месте;

  • наличие технологических систем, гарантирующих эту открытость;
  • наличие национального интеллектуального потенциала;
  • автоматизация, роботизация и технологизания любых систем в любой области хозяйственной деятельности;
  • подключенность к мировым информационным каналам. Современная информационная революция связана с изобретением интеллектуальных технологий, основанных на гигантских скоростях обработки информации. Она дает колоссальное увеличение циркулирующей в обществе информации, что позволяет эффективно решать экономические, социальные, культурные, политические и другие проблемы. Современные информационные технологии в условиях эффективного открытого общества открывают доступ практически ко всем материальным и духовным благам, умножают интеллектуальный ресурс, а следовательно, и все другие ресурсы, способствуя развитию. Без информационных технологий нельзя обеспечить эффективный экономический рост, повысить уровень образования и квалификацию населения, создать современную кредитно-финансовую систему, наладить рациональное управление общественными процессами, повысить уровень жизни граждан. Информационное общество - средство достижения общенационального благополучия, понимаемого как достаток, комфорт, духовное и интеллектуальное богатство, свобода, справедливость, защищенность.

Расширение информационного пространства экономической деятельности требует обеспечения безопасности производителей, собственников и потребителей информации. Современная «зависимость» бизнеса от информационных технологий может отрицательно отразиться на экономической безопасности предприятия, так как высокая степень централизации корпоративной информации делает ее особенно уязвимой и увеличивает риск утечки данных. Таким образом, одной из составляющих экономической безопасности является информационная.

  • информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления;
  • информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
  • документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
  • информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
  • информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий;
  • информационные ресурсы - отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);
  • информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;
  • конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством данного государства.

Под информационной безопасностью государства понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

На основе национальных интересов государства в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов в информационной сфере:

  • 1) соблюдение конституционных прав и свобод человека в области получения информации и пользования ею, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиции, патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;
  • 2) информационное обеспечение государственной политики, связанное с доведением до общественности достоверной информации о государственной политике, ее приоритетов и официальной позиции по социально значимым событиям, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;
  • 3) развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники;
  • 4) защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

Основными целями информационной безопасности являются:

  • защита национальных интересов государства в условиях глобализации информационных процессов, формирования мировых информационных сетей и стремления развитых стран к информационному доминированию;
  • обеспечение органов власти и управления, предприятий и граждан достоверной, полной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений, а также предотвращение нарушений целостности и незаконного использования информационных ресурсов;
  • реализация прав граждан, организаций и государства на получение, распространение и использование информации.

К объектам информационной безопасности относятся:

  • информационные ресурсы, независимо от форм хранения, содержащие информацию, составляющую государственную тайну и ограниченного доступа, коммерческую тайну и другую конфиденциальную информацию, а также открытую (общедоступную) информацию и знания;
  • система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы и банки данных, информационные технологии, регламенты и процедуры сбора, обработки, хранения и передачи информации, научно-технический и обслуживающий персонал;
  • информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей, в том числе системы и средства защиты информации;
  • система формирования общественного сознания (мировоззрение, моральные ценности и т.д.), базирующаяся на средствах массовой информации;
  • права граждан, предприятий и государства на получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности. Информационная безопасность перечисленных объектов создает

условия надежного функционирования государственных и общественных институтов, а также формирования общественного сознания, отвечающего прогрессивному развитию страны.

Необходимо различать понятия «информационная безопасность», «безопасность информации» и «защита информации». Как было показано выше, само общее понятие «безопасность» означает «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». В этой связи ее можно разложить на две составляющие:

  • безопасность содержательной части (смысла) информации - отсутствие в ней побуждения человека к негативным действиям, умышленно заложенных механизмов негативного воздействия на человеческую психику или негативного воздействия на иной блок информации (например, информация, содержащаяся в программе для ЭВМ, именуемой компьютерным вирусом);
  • защищенность информации от внешних воздействий (попыток неправомерного копирования, распространения, модификации (изменения смысла) либо уничтожения).

Вторая составная часть понятия «безопасность информации» будет называться защитой информации. Таким образом, выстраивается ряд из трех научных категорий: информационная безопасность, безопасность информации и защита информации. При этом каждая последующая категория является составной частью предыдущей.

Событие, которое может вызвать нарушение функционирования экономического объекта (фирмы, предприятия, организации и др.), включая искажение, уничтожение или несанкционированное использование обрабатываемой информации, является угрозой. Возможность реализации угроз зависит от наличия уязвимых мест. Состав и специфика уязвимых мест определяется видом решаемых задач, характером обрабатываемой информации, аппаратно-программными особенностями обработки информации на предприятии, наличием средств защиты и их характеристиками.

Источники угроз информационной безопасности можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним источникам относятся: недружественная политика иностранного государства в области глобального информационного мониторинга, распространения информации и новых информационных технологий; деятельность иностранных разведывательных и специальных служб; деятельность иностранных экономических структур, направленная против интересов данного государства; преступные действия международных групп, формирований и отдельных лиц; стихийные бедствия и катастрофы.

Внутренними источниками угроз являются: противозаконная деятельность политических и экономических структур в области формирования, распространения и использования информации; неправомерные действия государственных структур, приводящие к нарушению законных прав граждан и организаций в информационной сфере; нарушение установленных регламентов сбора, обработки и передачи информации; отказы технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах.

Следует выделить два основных класса угроз информационной безопасности.

  • 1. Непреднамеренные, или случайные, действия , выражающиеся в неадекватной поддержке механизмов защиты и ошибками в управлении (например, если пользователи пишут пароли на бумажках и приклеивают их к мониторам, ни о какой защите информации не может быть и речи).
  • 2. Преднамеренные угрозы - несанкционированное получение информации и несанкционированная манипуляция данными, ресурсами и самими системами (например, попадание накопителей на жестких (оптических) дисках и магнитных лентах в руки посторонних лиц часто приводит к утечке конфиденциальной информации). Сегодня, например, повсеместное распространение мобильных накопителей информации, таких как флэш-диски, винчестеры С иБВ интерфейсом и т.д., обусловило появление нового класса угроз информационной безопасности. Несанкционированное использование таких устройств нелояльными сотрудниками может привести к утечке информации из корпоративной сети. Единственной альтернативой физическому отключению Ш"Я-портов может быть использование специальной системы защиты информации. Большинство специалистов в области информационной безопасности считают мобильные накопители главной угрозой бизнеса сегодня (рис. 12.1).

Интернет-пейджеры

Мобильные накопители

Электронная почта

Интернет (веб-почта, форумы)

Печатающие устройства

Фотопринадлежности

2008 год 2007 год

Рис. 12.1. Наиболее распространенные каналы утечки информации

Электронная почта достаточно долго занимала лидирующие позиции в рейтинге самых опасных каналов утечки. Причина в том, что мобильные накопители являются менее заметными: миниатюрные запоминающие устройства, способные вмещать десятки гигабайтов данных - объем, сравнимый с возможностями жестких дисков. Их вместимость, мобильность и простота подключения - главные причины распространения как оружия инсайдеров. С другой стороны, за электронной почтой на большинстве предприятий зорко наблюдает служба безопасности. А также, очевидно, сложно таким образом переслать большой массив данных. Просто запретить использование мобильных накопителей не всегда возможно, так как очень часто флэш-карты требуются по производственной необходимости. Вместе с тем сегодня уже есть широкий выбор специализированного программного обеспечения, способного предотвратить утечку программным способом.

Способы воздействия угроз на объекты информационной безопасности подразделяются на информационные, программно-математические, физические, радиоэлектронные, организационно-правовые.

К информационным способам относятся: нарушения адресности и своевременности информационного обмена, противозаконный сбор и использование информации; несанкционированный доступ к информационным ресурсам; манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации); незаконное копирование данных в информационных системах; использование средств массовой информации с позиций, противоречащих интересам граждан, организаций и государств; хищение информации из библиотек, архивов, банков и баз данных; нарушение технологии обработки информации.

Программно-математические способы включают: внедрение программ-вирусов; установку программных и аппаратных устройств; уничтожение или модификацию данных в информационных системах.

Физические способы включают: уничтожение или разрушение средств обработки информации и связи; уничтожение, разрушение или хищение машинных и других оригиналов носителей информации; хищение программных ключей и средств криптографической зашиты информации; воздействие на персонал; поставка «зараженных» компонентов информационных систем.

Радиоэлектронными способами являются: перехват информации в технических каналах ее утечки; внедрение электронных устройств перехвата информации в технических средствах и помещениях; перехват, дешифрование и навязывание ложной информации в сетях передачи данных и линиях связи; воздействие на парольно-ключевые системы; радиоэлектронное подавление линий связи и систем управления.

Организационно-правовые способы включают: закупку несовершенных или устаревших информационных технологий и средств информатизации; невыполнение требований законодательства и задержки в принятии необходимых нормативно-правовых положений в информационной сфере; неправомерное ограничение доступа к документам, содержащим важную для граждан и организаций информацию.

В сфере экономики наиболее подвержены воздействию угроз информационной безопасности:

  • система государственной статистики;
  • источники, порождающие информацию о коммерческой деятельности хозяйственных субъектов всех форм собственности, о потребительских свойствах товаров и услуг;
  • системы сбора и обработки финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации, информации о внешнеэкономической деятельности государства и коммерческих структур.

Система государственной статистики должна обладать достаточной защищенностью от серьезных и массовых искажений. Основное внимание должно уделяться защите первичных источников информации и обобщенных отчетных данных. В конечном итоге информация в этой системе должна обладать полнотой, достоверностью, достаточностью, сопоставимостью и регулярностью - свойствами, необходимыми для принятия национальных решений на уровне государства, отрасли, предприятия для проведения общеэкономического анализа и прогнозирования развития экономики.

Нормальное функционирование хозяйственных объектов нарушается из-за отсутствия нормативно-правовых положений, определяющих ответственность источников информации о коммерческой деятельности и потребительских свойствах товаров и услуг, за недостоверность и сокрытие сведений (о результатах реальной хозяйственной деятельности, инвестициях и др.). С другой стороны, существенный экономический ущерб может быть нанесен государственным и предпринимательским структурам вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну.

В системах сбора и обработки финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наибольшую опасность с точки зрения информационной безопасности представляют хищения и преднамеренное искажение информации, возможность которых связана с преднамеренным или случайным нарушением технологии работы с информацией, несанкционированным доступом к ней, что обусловлено недостаточными мерами защиты информации. Такая же опасность существует в органах, занятых формированием и распространением информации о внешнеэкономической деятельности.

Серьезную опасность для нормального функционирования сферы экономики в целом представляют все более изощренные компьютерные преступления, связанные с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети.

Высочайшая степень автоматизации, к которой стремится информационное общество, ставит его в зависимость от степени безопасности используемых им информационных технологий, от которых, в свою очередь, зависит благополучие и даже жизнь множества людей.

В связи с массовой компьютеризацией информационных процессов, увеличением ценности и значимости информационных ресурсов в развитии экономики особую остроту приобретает проблема надежной защиты информации, циркулирующей в критически важных информационных системах, т.е. предупреждение ее искажения и уничтожения, несанкционированной модификации, незаконного получения и использования. Получившие известность факты красноречиво свидетельствуют об актуальности проблемы безопасности информационных технологий: каждые 20 с в США имеет место преступление с использованием программных средств. При этом более чем в 80% компьютерных преступлений «взломщики» проникают в атакуемую систему через глобальную сеть Интернет.

Интенсивное развитие информационных процессов не могло не вызвать роста противоправных действий. К ошибкам компьютеров добавилась компьютерная преступность, грозящая перерасти в проблему, экономические, экологические, политические и военные последствия которой могут стать катастрофическими. Преступные группы и сообщества начинают активно использовать в своей деятельности новейшие достижения науки и техники.

Уязвимость информации растет. При этом особую опасность представляет «информационный терроризм» с использованием глобальных компьютерных сетей, предотвращение которого затруднительно, а ликвидация последствий чрезвычайно дорога.

Как уже отмечалось, применение современных средств и способов массовой информации обеспечивает управляемость обществом. Говоря о проблеме «новой колонизации», русский философ А. Зиновьев среди исторических видов колонизации выделял захват с принудительным преобразованием по своему образцу. Этот вид колонизации отвечает настоящему времени. Имеется в виду захват не военный, а идеологический: внесение в структуру жизненных ценностей колонизируемой страны несвойственных идеалов и устремлений, т.е. ведение информационной войны. Результатом этого процесса, по словам Зиновьева, «западнизации» является то, что в «колонизируемой стране принудительно создается социально-политический строй колониальной демократии. Колониальная демократия - нечто искусственное, навязанное стране извне и вопреки сложившимся возможностям и тенденциям эволюции. Сохраняется видимость суверенитета. Создаются очаги экономики западного образца под контролем западных банков или в форме совместных предприятий» .

Сегодня список информационно колонизируемых стран не исчерпывается перечнем так называемых стран третьего мира, поскольку единое информационное пространство требует унификации информационных и телекоммуникационных технологий всех стран - субъектов сетевого пространства, а необходимая сегодня степень информатизации может быть достигнута лишь в обществе с высоким научно-техническим и промышленным потенциалами и достаточным культурно-образовательным уровнем населения. Это дает возможность мощным постиндустриальным державам, таким как США и Япония, усиливать свое экономическое, политическое и военное превосходство за счет лидерства в информатизации, осуществлять глобальный информационный контроль над мировым сообществом и фактически навязывать свои нормы и правила.

Информационно-культурная и информационно-идеологическая экспансия лидеров Запада, осуществляемая по мировым телекоммуникационным сетям, вызывает тревогу в разных странах мира. Перспектива зависимости и возможность утраты самостоятельности беспокоят как лидеров государств, гак и общественные институты и граждан. Многие страны уже принимают меры для защиты своей культуры, традиций и духовных ценностей от чуждого информационного влияния, выстраивая эффективную систему обеспечения информационной безопасности.

  • См.: Зиновьев А.А. Без иллюзий. L’Age d’Homme. Lausanne, 1979.

В то время как информационная безопасность - это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс , направленный на достижение этого состояния.

Информационная безопасность организации - целенаправленная деятельность её органов и должностных лиц с использованием разрешённых сил и средств по достижению состояния защищённости информационной среды организации, обеспечивающее её нормальное функционирование и динамичное развитие.

Кортеж защиты информации - это последовательность действий для достижения определённой цели.

Информационная безопасность государства - состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищённости законных прав личности и общества в информационной сфере .

Стандартизированные определения

Состояние защищённости информации (данных), при котором обеспечены её (их) конфиденциальность, доступность и целостность.

Информационная безопасность - защита конфиденциальности, целостности и доступности информации.

  1. Конфиденциальность : свойство информационных ресурсов, в том числе информации, связанное с тем, что они не станут доступными и не будут раскрыты для неуполномоченных лиц.
  2. Целостность : неизменность информации в процессе её передачи или хранения.
  3. Доступность : свойство информационных ресурсов, в том числе информации, определяющее возможность их получения и использования по требованию уполномоченных лиц.

Информационная безопасность (англ. information security ) - все аспекты, связанные с определением, достижением и поддержанием конфиденциальности, целостности, доступности, неотказуемости, подотчётности, аутентичности и достоверности информации или средств её обработки.

Безопасность информации (данных) (англ. information (data) security ) - состояние защищённости информации (данных), при котором обеспечиваются её (их) конфиденциальность, доступность и целостность.

Безопасность информации (данных) определяется отсутствием недопустимого риска, связанного с утечкой информации по техническим каналам, несанкционированными и непреднамеренными воздействиями на данные и (или) на другие ресурсы автоматизированной информационной системы, используемые в автоматизированной системе.

Безопасность информации (при применении информационных технологий) (англ. IT security ) - состояние защищённости информации (данных), обеспечивающее безопасность информации, для обработки которой она применяется, и информационную безопасность автоматизированной информационной системы, в которой она реализована.

Безопасность автоматизированной информационной системы - состояние защищённости автоматизированной системы, при котором обеспечиваются конфиденциальность, доступность, целостность, подотчётность и подлинность её ресурсов.

Информационная безопасность - защищённость информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений. Поддерживающая инфраструктура - системы электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, системы кондиционирования и т. д., а также обслуживающий персонал. Неприемлемый ущерб - ущерб, которым нельзя пренебречь.

Существенные признаки понятия

В качестве стандартной модели безопасности часто приводят модель из трёх категорий:

Выделяют и другие не всегда обязательные категории модели безопасности:

В Государственном стандарте РФ приводится следующая рекомендация использования терминов «безопасность » и «безопасный»:

Слова «безопасность» и «безопасный» следует применять только для выражения уверенности и гарантий риска .

Не следует употреблять слова «безопасность» и «безопасный» в качестве описательного прилагательного предмета, так как они не передают никакой полезной информации. Рекомендуется всюду, где возможно, эти слова заменять признаками предмета, например:

  • «защитный шлем» вместо «безопасный шлем»;
  • «нескользкое покрытие для пола» вместо «безопасное покрытие».

Для термина «информационная безопасность» следует придерживаться тех же рекомендаций. Желательно использовать более точные характеристики объектов, разделяемые как признаки понятия «информационная безопасность». Например, точнее будет использовать аргумент «для предотвращения угроз на доступность объекта» (или «для сохранения целостности данных») вместо аргумента «исходя из требований информационной безопасности».

Объём (реализация) понятия «информационная безопасность»

Системный подход к описанию информационной безопасности предлагает выделить следующие составляющие информационной безопасности :

  1. Законодательная, нормативно-правовая и научная база.
  2. Структура и задачи органов (подразделений), обеспечивающих безопасность ИТ.
  3. Организационно-технические и режимные меры и методы (Политика информационной безопасности).
  4. Программно-технические способы и средства обеспечения информационной безопасности.

Ниже в данном разделе подробно будет рассмотрена каждая из составляющих информационной безопасности.

Целью реализации информационной безопасности какого-либо объекта является построение Системы обеспечения информационной безопасности данного объекта (СОИБ). Для построения и эффективной эксплуатации СОИБ необходимо :

  • выявить требования защиты информации, специфические для данного объекта защиты;
  • учесть требования национального и международного Законодательства;
  • использовать наработанные практики (стандарты, методологии) построения подобных СОИБ;
  • определить подразделения, ответственные за реализацию и поддержку СОИБ;
  • распределить между подразделениями области ответственности в осуществлении требований СОИБ;
  • на базе управления рисками информационной безопасности определить общие положения, технические и организационные требования, составляющие Политику информационной безопасности объекта защиты;
  • реализовать требования Политики информационной безопасности, внедрив соответствующие программно-технические способы и средства защиты информации;
  • реализовать Систему менеджмента (управления) информационной безопасности (СМИБ);
  • используя СМИБ организовать регулярный контроль эффективности СОИБ и при необходимости пересмотр и корректировку СОИБ и СМИБ.

Как видно из последнего этапа работ, процесс реализации СОИБ непрерывный и циклично (после каждого пересмотра) возвращается к первому этапу, повторяя последовательно все остальные. Так СОИБ корректируется для эффективного выполнения своих задач защиты информации и соответствия новым требованиям постоянно обновляющейся информационной системы.

Нормативные документы в области информационной безопасности

В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся :

Акты федерального законодательства:

  • Международные договоры РФ;
    • Конституция РФ;
    • Законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы);
    • Указы Президента РФ;
    • Постановления правительства РФ;
    • Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств;
    • Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т. д.

Подробнее списки и содержание указанных нормативных документов в области информационной безопасности обсуждаются в разделе Информационное право .

К нормативно-методическим документам можно отнести

  • Методические документы государственных органов России:
    • Доктрина информационной безопасности РФ;
    • Руководящие документы ФСТЭК (Гостехкомиссии России);
    • Приказы ФСБ;
  • Стандарты информационной безопасности , из которых выделяют:
    • Международные стандарты;
    • Государственные (национальные) стандарты РФ;
    • Рекомендации по стандартизации;
    • Методические указания.

Органы (подразделения), обеспечивающие информационную безопасность

В зависимости от приложения деятельности в области защиты информации (в рамках государственных органов власти или коммерческих организаций), сама деятельность организуется специальными государственными органами (подразделениями), либо отделами (службами) предприятия.

Государственные органы РФ, контролирующие деятельность в области защиты информации:

  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России);
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России);
  • Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России);
  • Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России);
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Службы, организующие защиту информации на уровне предприятия

  • Служба безопасности персонала (Режимный отдел);
  • Отдел кадров;

Организационно-технические и режимные меры и методы

Для описания технологии защиты информации конкретной информационной системы обычно строится так называемая Политика информационной безопасности или Политика безопасности рассматриваемой информационной системы .

Политика безопасности (информации в организации) (англ. Organizational security policy ) - совокупность документированных правил, процедур, практических приёмов или руководящих принципов в области безопасности информации, которыми руководствуется организация в своей деятельности.

Политика безопасности информационно-телекоммуникационных технологий (англ. ІСТ security policy ) - правила, директивы, сложившаяся практика, которые определяют, как в пределах организации и её информационно-телекоммуникационных технологий управлять, защищать и распределять активы, в том числе критичную информацию.

Для построения Политики информационной безопасности рекомендуется отдельно рассматривать следующие направления защиты информационной системы :

  • Защита объектов информационной системы;
  • Защита процессов, процедур и программ обработки информации;
  • Защита каналов связи (акустические , инфракрасные, проводные, радиоканалы и др.);
  • Подавление побочных электромагнитных излучений;
  • Управление системой защиты.

При этом по каждому из перечисленных выше направлений Политика информационной безопасности должна описывать следующие этапы создания средств защиты информации:

  1. Определение информационных и технических ресурсов, подлежащих защите;
  2. Выявление полного множества потенциально возможных угроз и каналов утечки информации;
  3. Проведение оценки уязвимости и рисков информации при имеющемся множестве угроз и каналов утечки;
  4. Определение требований к системе защиты;
  5. Осуществление выбора средств защиты информации и их характеристик;
  6. Внедрение и организация использования выбранных мер, способов и средств защиты;
  7. Осуществление контроля целостности и управление системой защиты.

Политика информационной безопасности оформляется в виде документированных требований на информационную систему . Документы обычно разделяют по уровням описания (детализации) процесса защиты.

Документы верхнего уровня Политики информационной безопасности отражают позицию организации к деятельности в области защиты информации, её стремление соответствовать государственным, международным требованиям и стандартам в этой области. Подобные документы могут называться «Концепция ИБ», «Регламент управления ИБ», «Политика ИБ», «Технический стандарт ИБ» и т. п. Область распространения документов верхнего уровня обычно не ограничивается, однако данные документы могут выпускаться и в двух редакциях - для внешнего и внутреннего использования.

Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005 , на верхнем уровне Политики информационной безопасности должны быть оформлены следующие документы: «Концепция обеспечения ИБ», «Правила допустимого использования ресурсов информационной системы», «План обеспечения непрерывности бизнеса».

К среднему уровню относят документы, касающиеся отдельных аспектов информационной безопасности. Это требования на создание и эксплуатацию средств защиты информации, организацию информационных и бизнес-процессов организации по конкретному направлению защиты информации. Например: Безопасности данных, Безопасности коммуникаций, Использования средств криптографической защиты, Контентная фильтрация и т. п. Подобные документы обычно издаются в виде внутренних технических и организационных политик (стандартов) организации. Все документы среднего уровня политики информационной безопасности конфиденциальны.

В политику информационной безопасности нижнего уровня входят регламенты работ, руководства по администрированию, инструкции по эксплуатации отдельных сервисов информационной безопасности.

Программно-технические способы и средства обеспечения информационной безопасности

В литературе предлагается следующая классификация средств защиты информации.

Организационная защита объектов информатизации

Организационная защита - это регламентация производственной деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе, исключающей или существенно затрудняющей неправомерное овладение конфиденциальной информацией и проявление внутренних и внешних угроз. Организационная защита обеспечивает:

  • организацию охраны, режима, работу с кадрами, с документами;
  • использование технических средств безопасности и информационно-аналитическую деятельность по выявлению внутренних и внешних угроз предпринимательской деятельности.

К основным организационным мероприятиям можно отнести:

  • организацию режима и охраны. Их цель - исключение возможности тайного проникновения на территорию и в помещения посторонних лиц;
  • организацию работы с сотрудниками, которая предусматривает подбор и расстановку персонала, включая ознакомление с сотрудниками, их изучение, обучение правилам работы с конфиденциальной информацией, ознакомление с мерами ответственности за нарушение правил защиты информации и др.;
  • организацию работы с документами и документированной информацией, включая организацию разработки и использования документов и носителей конфиденциальной информации, их учёт, исполнение, возврат, хранение и уничтожение;
  • организацию использования технических средств сбора, обработки, накопления и хранения конфиденциальной информации;
  • организацию работы по анализу внутренних и внешних угроз конфиденциальной информации и выработке мер по обеспечению ее защиты;
  • организацию работы по проведению систематического контроля за работой персонала с конфиденциальной информацией, порядком учёта, хранения и уничтожения документов и технических носителей.

В каждом конкретном случае организационные мероприятия носят специфическую для данной организации форму и содержание, направленные на обеспечение безопасности информации в конкретных условиях.

Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности

Объективно категория «информационная безопасность» возникла с появлением между людьми, а также с осознанием человеком наличия у людей и их сообществ интересов, которым может быть нанесён ущерб путём воздействия на средства информационных коммуникаций , наличие и развитие которых обеспечивает информационный обмен между всеми элементами социума.

Учитывая влияние на трансформацию идей информационной безопасности, в развитии средств информационных коммуникаций можно выделить несколько этапов :

  • I этап - до 1816 года - характеризуется использованием естественно возникавших средств информационных коммуникаций . В этот период основная задача информационной безопасности заключалась в защите сведений о событиях, фактах, имуществе, местонахождении и других данных, имеющих для человека лично или сообщества, к которому он принадлежал, жизненное значение.
  • II этап - начиная с 1816 года - связан с началом использования искусственно создаваемых технических средств электро- и радиосвязи . Для обеспечения скрытности и помехозащищённости радиосвязи необходимо было использовать опыт первого периода информационной безопасности на более высоком технологическом уровне, а именно применение помехоустойчивого кодирования сообщения (сигнала) с последующим декодированием принятого сообщения (сигнала).
  • III этап - начиная с 1935 года - связан с появлением радиолокационных и гидроакустических средств . Основным способом обеспечения информационной безопасности в этот период было сочетание организационных и технических мер, направленных на повышение защищённости радиолокационных средств от воздействия на их приёмные устройства активными маскирующими и пассивными имитирующими радиоэлектронными помехами.
  • IV этап - начиная с 1946 года - связан с изобретением и внедрением в практическую деятельность электронно-вычислительных машин (компьютеров). Задачи информационной безопасности решались, в основном, методами и способами ограничения физического доступа к оборудованию средств добывания, переработки и передачи информации.
  • V этап - начиная с 1965 года - обусловлен созданием и развитием локальных . Задачи информационной безопасности также решались, в основном, методами и способами физической защиты средств добывания, переработки и передачи информации, объединённых в локальную сеть путём администрирования и управления доступом к сетевым ресурсам.
  • VI этап - начиная с 1973 года - связан с использованием сверхмобильных коммуникационных устройств с широким спектром задач. Угрозы информационной безопасности стали гораздо серьёзнее. Для обеспечения информационной безопасности в компьютерных системах с беспроводными сетями передачи данных потребовалась разработка новых критериев безопасности. Образовались сообщества людей - хакеров , ставящих своей целью нанесение ущерба информационной безопасности отдельных пользователей, организаций и целых стран. Информационный ресурс стал важнейшим ресурсом государства, а обеспечение его безопасности - важнейшей и обязательной составляющей национальной безопасности. Формируется информационное право - новая отрасль международной правовой системы.
  • VII этап - начиная с 1985 года - связан с созданием и развитием глобальных информационно-коммуникационных сетей с использованием космических средств обеспечения. Можно предположить, что очередной этап развития информационной безопасности, очевидно, будет связан с широким использованием сверхмобильных коммуникационных устройств с широким спектром задач и глобальным охватом в пространстве и времени, обеспечиваемым космическими информационно-коммуникационными системами. Для решения задач информационной безопасности на этом этапе необходимо создание макросистемы информационной безопасности человечества под эгидой ведущих международных форумов.

См. также

  • Абстрактные модели защиты информации
  • Государственная информационная политика России
  • Критерии определения безопасности компьютерных систем
  • Недекларированные возможности
  • Стандарт Банка России по обеспечению информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации (СТО БР ИББС)
  • Правонарушения в области технической защищённости систем
  • Защита информации от утечки по материально-вещественным каналам

Примечания

  1. Национальный стандарт РФ «Защита информации. Основные термины и определения» (ГОСТ Р 50922-2006).
  2. Национальный стандарт РФ «Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью» (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005) .
  3. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
  4. Информационная безопасность (2-я книга социально-политического проекта «Актуальные проблемы безопасности социума»). М.: «Оружие и технологии», 2009.
  5. Национальный стандарт РФ «Методы и средства обеспечения безопасности. Часть 1. Концепция и модели менеджмента безопасности информационных и телекоммуникационных технологий» (ГОСТ Р ИСО/МЭК 13335-1 - 2006) .
  6. Рекомендации по стандартизации «Информационные технологии. Основные термины и определения в области технической защиты информации» (Р 50.1.053-2005) .
  7. Поиск. Глоссарий.ru
  8. Рекомендации по стандартизации «Техническая защита информации. Основные термины и определения» (Р 50.1.056-2005).
  9. Государственный стандарт РФ «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты» (ГОСТ Р 51898-2002) .
  10. Домарев В. В. Безопасность информационных технологий. Системный подход - К.: ООО ТИД Диа Софт, 2004. - 992 с.
  11. Лапина М. А., Ревин А. Г., Лапин В. И. Информационное право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
  12. Информационная безопасность в современных системах управления базами данных

Литература

  • Бармен Скотт . Разработка правил информационной безопасности. М.: Вильямс, 2002. - 208 с. - ISBN 5-8459-0323-8 , ISBN 1-57870-264-X .
  • Галатенко В. А. Стандарты информационной безопасности. - М.: Интернет-университет информационных технологий, 2006. - 264 с. - ISBN 5-9556-0053-1 .
  • Галицкий А. В., Рябко С.Д., Шаньгин В.Ф. Защита информации в сети - анализ технологий и синтез решений. М.: ДМК Пресс, 2004. - 616 с. - ISBN 5-94074-244-0 .
  • Запечников С. В., Милославская Н. Г., Толстой А. И., Ушаков Д. В. Информационная безопасность открытых систем. В 2-х тт.
    • Том 1. Угрозы, уязвимости, атаки и подходы к защите. М.: Горячая Линия - Телеком, 2006. - 536 с. - ISBN 5-93517-291-1 , ISBN 5-93517-319-0 .
    • Том 2. Средства защиты в сетях. М.: Горячая Линия - Телеком, 2008. - 560 с. - ISBN 978-5-9912-0034-9 .
  • Лепехин А. Н. Расследование преступлений против информационной безопасности. Теоретико-правовые и прикладные аспекты. М.: Тесей, 2008. - 176 с. - ISBN 978-985-463-258-2 .
  • Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек, общество, государство Серия: Безопасность человека и общества. М.: 2000. - 428 с. -

Быстро развивающиеся компьютерные информационные технологии вносят заметные изменения в нашу жизнь. Информация стала товаром, который можно приобрести, продать, обменять. При этом стоимость информации часто в сотни раз превосходит стоимость компьютерной системы, в которой она хранится.

От степени безопасности информационных технологий в настоящее время зависит благополучие, а порой и жизнь многих людей. Такова плата за усложнение и повсеместное распространение автоматизированных систем обработки информации.

Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.

На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

  • доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
  • целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
  • конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

Основные угрозы информационной безопасности

Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

  • аппаратные средства - компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства - дисководы, принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);
  • программное обеспечение - приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;
  • данные - хранимые временно и постоянно, на магнитных носителях, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;
  • персонал - обслуживающий персонал и пользователи.

Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

  • аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
  • отказы и сбои аппаратуры;
  • ошибки в программном обеспечении;
  • ошибки в работе персонала;
  • помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.

Преднамеренные воздействия - это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

  • недовольством служащего своей карьерой;
  • взяткой;
  • любопытством;
  • конкурентной борьбой;
  • стремлением самоутвердиться любой ценой.

Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:

  • квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
  • нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
  • нарушителю известна информация о принципах работы системы;
  • нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.

Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ (НСД). НСД использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.

Проведем классификацию каналов НСД, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:

  • Через человека:
    • хищение носителей информации;
    • чтение информации с экрана или клавиатуры;
    • чтение информации из распечатки.
  • Через программу:
    • перехват паролей;
    • дешифровка зашифрованной информации;
    • копирование информации с носителя.
  • Через аппаратуру:
    • подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
    • перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.

Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки . Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.

Обеспечение информационной безопасности

Формирование режима информационной безопасности - проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:

  1. законодательный (законы, нормативные акты, стандарты и т.п.);
  2. морально-этический (всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации);
  3. административный (действия общего характера, предпринимаемые руководством организации);
  4. физический (механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей);
  5. аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).

Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты .

Надежная система защиты должна соответствовать следующим принципам:

  • Стоимость средств защиты должна быть меньше, чем размеры возможного ущерба.
  • Каждый пользователь должен иметь минимальный набор привилегий, необходимый для работы.
  • Защита тем более эффективна, чем проще пользователю с ней работать.
  • Возможность отключения в экстренных случаях.
  • Специалисты, имеющие отношение к системе защиты должны полностью представлять себе принципы ее функционирования и в случае возникновения затруднительных ситуаций адекватно на них реагировать.
  • Под защитой должна находиться вся система обработки информации.
  • Разработчики системы защиты, не должны быть в числе тех, кого эта система будет контролировать.
  • Система защиты должна предоставлять доказательства корректности своей работы.
  • Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность.
  • Объекты защиты целесообразно разделять на группы так, чтобы нарушение защиты в одной из групп не влияло на безопасность других.
  • Надежная система защиты должна быть полностью протестирована и согласована.
  • Защита становится более эффективной и гибкой, если она допускает изменение своих параметров со стороны администратора.
  • Система защиты должна разрабатываться, исходя из предположения, что пользователи будут совершать серьезные ошибки и, вообще, имеют наихудшие намерения.
  • Наиболее важные и критические решения должны приниматься человеком.
  • Существование механизмов защиты должно быть по возможности скрыто от пользователей, работа которых находится под контролем.

Аппаратно-программные средства защиты информации

Несмотря на то, что современные ОС для персональных компьютеров, такие, как Windows 2000, Windows XP и Windows NT, имеют собственные подсистемы защиты, актуальность создания дополнительных средств защиты сохраняется. Дело в том, что большинство систем не способны защитить данные, находящиеся за их пределами, например при сетевом информационном обмене.

Аппаратно-программные средства защиты информации можно разбить на пять групп:

  1. Системы идентификации (распознавания) и аутентификации (проверки подлинности) пользователей.
  2. Системы шифрования дисковых данных.
  3. Системы шифрования данных, передаваемых по сетям.
  4. Системы аутентификации электронных данных.
  5. Средства управления криптографическими ключами.

1. Системы идентификации и аутентификации пользователей

Применяются для ограничения доступа случайных и незаконных пользователей к ресурсам компьютерной системы. Общий алгоритм работы таких систем заключается в том, чтобы получить от пользователя информацию, удостоверяющую его личность, проверить ее подлинность и затем предоставить (или не предоставить) этому пользователю возможность работы с системой.

При построении этих систем возникает проблема выбора информации, на основе которой осуществляются процедуры идентификации и аутентификации пользователя. Можно выделить следующие типы:

  • секретная информация, которой обладает пользователь (пароль, секретный ключ, персональный идентификатор и т.п.); пользователь должен запомнить эту информацию или же для нее могут быть применены специальные средства хранения;
  • физиологические параметры человека (отпечатки пальцев, рисунок радужной оболочки глаза и т.п.) или особенности поведения (особенности работы на клавиатуре и т.п.).

Системы, основанные на первом типе информации, считаются традиционными . Системы, использующие второй тип информации, называют биометрическими . Следует отметить наметившуюся тенденцию опережающего развития биометрических систем идентификации.

2. Системы шифрования дисковых данных

Чтобы сделать информацию бесполезной для противника, используется совокупность методов преобразования данных, называемая криптографией [от греч. kryptos - скрытый и grapho - пишу].

Системы шифрования могут осуществлять криптографические преобразования данных на уровне файлов или на уровне дисков. К программам первого типа можно отнести архиваторы типа ARJ и RAR, которые позволяют использовать криптографические методы для защиты архивных файлов. Примером систем второго типа может служить программа шифрования Diskreet, входящая в состав популярного программного пакета Norton Utilities, Best Crypt.

Другим классификационным признаком систем шифрования дисковых данных является способ их функционирования. По способу функционирования системы шифрования дисковых данных делят на два класса:

  • системы "прозрачного" шифрования;
  • системы, специально вызываемые для осуществления шифрования.

В системах прозрачного шифрования (шифрования "на лету") криптографические преобразования осуществляются в режиме реального времени, незаметно для пользователя. Например, пользователь записывает подготовленный в текстовом редакторе документ на защищаемый диск, а система защиты в процессе записи выполняет его шифрование.

Системы второго класса обычно представляют собой утилиты, которые необходимо специально вызывать для выполнения шифрования. К ним относятся, например, архиваторы со встроенными средствами парольной защиты.

Большинство систем, предлагающих установить пароль на документ, не шифрует информацию, а только обеспечивает запрос пароля при доступе к документу. К таким системам относится MS Office, 1C и многие другие.

3. Системы шифрования данных, передаваемых по сетям

Различают два основных способа шифрования: канальное шифрование и оконечное (абонентское) шифрование.

В случае канального шифрования защищается вся информация, передаваемая по каналу связи, включая служебную. Этот способ шифрования обладает следующим достоинством - встраивание процедур шифрования на канальный уровень позволяет использовать аппаратные средства, что способствует повышению производительности системы. Однако у данного подхода имеются и существенные недостатки:

  • шифрование служебных данных осложняет механизм маршрутизации сетевых пакетов и требует расшифрования данных в устройствах промежуточной коммуникации (шлюзах, ретрансляторах и т.п.);
  • шифрование служебной информации может привести к появлению статистических закономерностей в шифрованных данных, что влияет на надежность защиты и накладывает ограничения на использование криптографических алгоритмов.

Оконечное (абонентское) шифрование позволяет обеспечить конфиденциальность данных, передаваемых между двумя абонентами. В этом случае защищается только содержание сообщений, вся служебная информация остается открытой. Недостатком является возможность анализировать информацию о структуре обмена сообщениями, например об отправителе и получателе, о времени и условиях передачи данных, а также об объеме передаваемых данных.

4. Системы аутентификации электронных данных

При обмене данными по сетям возникает проблема аутентификации автора документа и самого документа, т.е. установление подлинности автора и проверка отсутствия изменений в полученном документе. Для аутентификации данных применяют код аутентификации сообщения (имитовставку) или электронную подпись.

Имитовставка вырабатывается из открытых данных посредством специального преобразования шифрования с использованием секретного ключа и передается по каналу связи в конце зашифрованных данных. Имитовставка проверяется получателем, владеющим секретным ключом, путем повторения процедуры, выполненной ранее отправителем, над полученными открытыми данными.

Электронная цифровая подпись представляет собой относительно небольшое количество дополнительной аутентифицирующей информации, передаваемой вместе с подписываемым текстом. Отправитель формирует цифровую подпись, используя секретный ключ отправителя. Получатель проверяет подпись, используя открытый ключ отправителя.

Таким образом, для реализации имитовставки используются принципы симметричного шифрования, а для реализации электронной подписи - асимметричного. Подробнее эти две системы шифрования будем изучать позже.

5. Средства управления криптографическими ключами

Безопасность любой криптосистемы определяется используемыми криптографическими ключами. В случае ненадежного управления ключами злоумышленник может завладеть ключевой информацией и получить полный доступ ко всей информации в системе или сети.

Различают следующие виды функций управления ключами: генерация, хранение, и распределение ключей.

Способы генерации ключей для симметричных и асимметричных криптосистем различны. Для генерации ключей симметричных криптосистем используются аппаратные и программные средства генерации случайных чисел. Генерация ключей для асимметричных криптосистем более сложна, так как ключи должны обладать определенными математическими свойствами. Подробнее на этом вопросе остановимся при изучении симметричных и асимметричных криптосистем.

Функция хранения предполагает организацию безопасного хранения, учета и удаления ключевой информации. Для обеспечения безопасного хранения ключей применяют их шифрование с помощью других ключей. Такой подход приводит к концепции иерархии ключей. В иерархию ключей обычно входит главный ключ (т.е. мастер-ключ), ключ шифрования ключей и ключ шифрования данных. Следует отметить, что генерация и хранение мастер-ключа является критическим вопросом криптозащиты.

Распределение - самый ответственный процесс в управлении ключами. Этот процесс должен гарантировать скрытность распределяемых ключей, а также быть оперативным и точным. Между пользователями сети ключи распределяют двумя способами:

  • с помощью прямого обмена сеансовыми ключами;
  • используя один или несколько центров распределения ключей.

Перечень документов

  1. О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 (в ред. Федерального закона от 6 октября 1997 года № 131-ФЗ).
  2. ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ. Федеральный закон Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ. Принят Государственной Думой 25 января 1995 года.
  3. О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И БАЗ ДАННЫХ. Закон Российской Федерации от 23 фентября 1992 года № 3524-1.
  4. ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 года № 1-ФЗ.
  5. ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ. Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1.
  6. О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ. Закон Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федерального закона от 07.11.2000 № 135-ФЗ.
  7. Положение об аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации.
  8. Инструкция о порядке маркирования сертификатов соответствия, их копий и сертификационных средств защиты информации / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации.
  9. Положение по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации.
  10. Положение о сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации: с дополнениями в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 608 "О сертификации средств защиты информации" / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации.
  11. Положение о государственном лицензировании деятельности в области защиты информации / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации.
  12. Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации: Руководящий документ / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации.
  13. Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации: Руководящий документ / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации.
  14. Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации: Руководящий документ / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации.
  15. Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации: Руководящий документ / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации.
  16. Защита информации. Специальные защитные знаки. Классификация и общие требования: Руководящий документ / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации.
  17. Защита от несанкционированного доступа к информации. Термины и определения: Руководящий документ / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации.

Введение

Информационная безопасность, как и защита информации, задача комплексная, направленная на обеспечение безопасности, реализуемая внедрением системы безопасности. Проблема защиты информации является многоплановой и комплексной и охватывает ряд важных задач. Проблемы информационной безопасности постоянно усугубляются процессами проникновения во все сферы общества технических средств обработки и передачи данных и, прежде всего, вычислительных систем.

На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:

целостность данных - защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;

конфиденциальность информации;

При разработке компьютерных систем, выход из строя или ошибки в работе которых могут привести к тяжелым последствиям, вопросы компьютерной безопасности становятся первоочередными. Известно много мер, направленных на обеспечение компьютерной безопасности, основными среди них являются технические, организационные и правовые.

Особенно актуальны вопросы информационной безопасности государства, в частности - России.

Цель работы - рассмотрение обеспечения информационной безопасности России.

Предмет работы - информационная безопасность.

Объект работы - процессы обеспечения информационной безопасности государства.

Задачи, поставленные в работе:

рассмотреть особенности информационной безопасности как категории;

рассмотреть нормативно-правовую базу обеспечения информационной безопасности;

рассмотреть особенности процесса обеспечения информационной безопасности в России.

Работа состоит из введения, основной части, в которой рассматриваются теоретические и практические аспекты изучаемой проблемы, заключения и списка использованной литературы.

Основные аспекты информационной безопасности

Информационная безопасность - это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Конфиденциальность: Обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.

Целостность: Обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки.

Доступность: Обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.

Информационная безопасность (англ. information security) - все аспекты, связанные с определением, достижением и поддержанием конфиденциальности, целостности, доступности, неотказуемости, подотчётности, аутентичности и достоверности информации или средств её обработки.

Безопасность информации (данных) (англ. information (data) security) - состояние защищённости информации (данных), при котором обеспечиваются её (их) конфиденциальность, доступность и целостность.

Безопасность информации (данных) определяется отсутствием недопустимого риска, связанного с утечкой информации по техническим каналам, несанкционированными и непреднамеренными воздействиями на данные и (или) на другие ресурсы автоматизированной информационной системы, используемые в автоматизированной системе.

Безопасность информации (при применении информационных технологий) (англ. IT security) - состояние защищённости информации (данных), обеспечивающее безопасность информации, для обработки которой она применяется, и информационную безопасность автоматизированной информационной системы, в которой она реализована.

Безопасность автоматизированной информационной системы - состояние защищённости автоматизированной системы, при котором обеспечиваются конфиденциальность, доступность, целостность, подотчётность и подлинность её ресурсов.

Информационная безопасность - защищённость информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений. Поддерживающая инфраструктура - системы электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, системы кондиционирования и т. д., а также обслуживающий персонал. Неприемлемый ущерб - ущерб, которым нельзя пренебречь.

Существенные признаки понятия

В качестве стандартной модели безопасности часто приводят модель из трёх категорий:

Конфиденциальность (англ. confidentiality) - состояние информации, при котором доступ к ней осуществляют только субъекты, имеющие на неё право;

целостность (англ. integrity) - избежание несанкционированной модификации информации;

доступность (англ. availability) - избежание временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, получивших права доступа.

Выделяют и другие не всегда обязательные категории модели безопасности:

неотказуемость или апеллируемость (англ. non-repudiation) - способность удостоверять имевшее место действие или событие так, что эти события или действия не могли быть позже отвергнуты;

подотчётность (англ. accountability) - обеспечение идентификации субъекта доступа и регистрации его действий;

достоверность (англ. reliability) - свойство соответствия предусмотренному поведению или результату;

аутентичность или подлинность (англ. authenticity) - свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным.

Объём (реализация) понятия «информационная безопасность»

Системный подход к описанию информационной безопасности предлагает выделить следующие составляющие информационной безопасности:

Законодательная, нормативно-правовая и научная база.

Структура и задачи органов (подразделений), обеспечивающих безопасность ИТ.

Организационно-технические и режимные меры и методы (Политика информационной безопасности).

Программно-технические способы и средства обеспечения информационной безопасности.

Ниже в данном разделе подробно будет рассмотрена каждая из составляющих информационной безопасности.

Целью реализации информационной безопасности какого-либо объекта является построение Системы обеспечения информационной безопасности данного объекта (СОИБ). Для построения и эффективной эксплуатации СОИБ необходимо:

выявить требования защиты информации, специфические для данного объекта защиты;

учесть требования национального и международного Законодательства;

использовать наработанные практики (стандарты, методологии) построения подобных СОИБ;

определить подразделения, ответственные за реализацию и поддержку СОИБ;

распределить между подразделениями области ответственности в осуществлении требований СОИБ;

на базе управления рисками информационной безопасности определить общие положения, технические и организационные требования, составляющие Политику информационной безопасности объекта защиты;

реализовать требования Политики информационной безопасности, внедрив соответствующие программно-технические способы и средства защиты информации;

реализовать Систему менеджмента (управления) информационной безопасности (СМИБ);

используя СМИБ организовать регулярный контроль эффективности СОИБ и при необходимости пересмотр и корректировку СОИБ и СМИБ.

Как видно из последнего этапа работ, процесс реализации СОИБ непрерывный и циклично (после каждого пересмотра) возвращается к первому этапу, повторяя последовательно все остальные. Так СОИБ корректируется для эффективного выполнения своих задач защиты информации и соответствия новым требованиям постоянно обновляющейся информационной системы.

Нормативные документы в области информационной безопасности

В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся:

Акты федерального законодательства:

Международные договоры РФ;

Конституция РФ;

Законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы);

Указы Президента РФ;

Постановления Правительства РФ;

Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств;

Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т. д.

Подробнее списки и содержание указанных нормативных документов в области информационной безопасности обсуждаются в разделе Информационное право.

К нормативно-методическим документам можно отнести

Методические документы государственных органов России:

Доктрина информационной безопасности РФ;

Руководящие документы ФСТЭК (Гостехкомиссии России);

Стандарты информационной безопасности, из которых выделяют:

Международные стандарты;

Государственные (национальные) стандарты РФ;

Методические указания.

Органы (подразделения), обеспечивающие информационную безопасность

В зависимости от приложения деятельности в области защиты информации (в рамках государственных органов власти или коммерческих организаций), сама деятельность организуется специальными государственными органами (подразделениями), либо отделами (службами) предприятия.

Государственные органы РФ, контролирующие деятельность в области защиты информации:

Комитет Государственной думы по безопасности;

Совет безопасности России;

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России);

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России);

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России);

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России);

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Службы, организующие защиту информации на уровне предприятия

Служба экономической безопасности;

Служба безопасности персонала (Режимный отдел);

Кадровая служба;

Служба информационной безопасности.

Организационно-технические и режимные меры и методы

Для описания технологии защиты информации конкретной информационной системы обычно строится так называемая Политика информационной безопасности или Политика безопасности рассматриваемой информационной системы.

Политика безопасности (информации в организации) (англ. Organizational security policy) - совокупность документированных правил, процедур, практических приёмов или руководящих принципов в области безопасности информации, которыми руководствуется организация в своей деятельности.

Политика безопасности информационно-телекоммуникационных технологий (англ. ІСТ security policy) - правила, директивы, сложившаяся практика, которые определяют, как в пределах организации и её информационно-телекоммуникационных технологий управлять, защищать и распределять активы, в том числе критичную информацию.

Для построения Политики информационной безопасности рекомендуется отдельно рассматривать следующие направления защиты информационной системы:

Защита объектов информационной системы;

Защита процессов, процедур и программ обработки информации;

Защита каналов связи (акустические, инфракрасные, проводные, радиоканалы и др.);

Подавление побочных электромагнитных излучений;

Управление системой защиты.

При этом по каждому из перечисленных выше направлений Политика информационной безопасности должна описывать следующие этапы создания средств защиты информации:

Определение информационных и технических ресурсов, подлежащих защите;

Выявление полного множества потенциально возможных угроз и каналов утечки информации;

Проведение оценки уязвимости и рисков информации при имеющемся множестве угроз и каналов утечки;

Определение требований к системе защиты;

Осуществление выбора средств защиты информации и их характеристик;

Внедрение и организация использования выбранных мер, способов и средств защиты;

Осуществление контроля целостности и управление системой защиты.

Политика информационной безопасности оформляется в виде документированных требований на информационную систему. Документы обычно разделяют по уровням описания (детализации) процесса защиты.

Документы верхнего уровня Политики информационной безопасности отражают позицию организации к деятельности в области защиты информации, её стремление соответствовать государственным, международным требованиям и стандартам в этой области. Подобные документы могут называться «Концепция ИБ», «Регламент управления ИБ», «Политика ИБ», «Технический стандарт ИБ» и т. п. Область распространения документов верхнего уровня обычно не ограничивается, однако данные документы могут выпускаться и в двух редакциях - для внешнего и внутреннего использования.

Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005, на верхнем уровне Политики информационной безопасности должны быть оформлены следующие документы: «Концепция обеспечения ИБ», «Правила допустимого использования ресурсов информационной системы», «План обеспечения непрерывности бизнеса».

К среднему уровню относят документы, касающиеся отдельных аспектов информационной безопасности. Это требования на создание и эксплуатацию средств защиты информации, организацию информационных и бизнес-процессов организации по конкретному направлению защиты информации. Например: Безопасности данных, Безопасности коммуникаций, Использования средств криптографической защиты, Контентная фильтрация и т. п. Подобные документы обычно издаются в виде внутренних технических и организационных политик (стандартов) организации. Все документы среднего уровня политики информационной безопасности конфиденциальны.

В политику информационной безопасности нижнего уровня входят регламенты работ, руководства по администрированию, инструкции по эксплуатации отдельных сервисов информационной безопасности.

Заключение

В своей работе я рассмотрела основные аспекты информационной безопасности. Изучила нормативную литературу, а также дополнительные источники информации. Проблема защиты информации является многоплановой и комплексной и охватывает ряд важных задач. Проблемы информационной безопасности постоянно усугубляются процессами проникновения во все сферы общества технических средств обработки и передачи данных и, прежде всего, вычислительных систем.

Ценность изучения данной темы определена бурным развитием информационных и телекоммуникационных технологий, их активным внедрением в деятельность предприятий и организаций, и вытекающей из этого потребностью защиты информации.

Литература

информационная безопасность государственный нормативный

Об электронной цифровой подписи: ФЗ №63-ФЗ от 06.04.2011.

Басалова, Г.В. Основы криптографии / Интернет университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2010

Программно-аппаратная защита информации: учеб. пособие / С.К. Варлатая, М.В. Шаханова. - Владивосток: Издательство ДВГТУ. 2007

Проблема обеспечения информационной безопасности носит комплексный характер. По нашему мнению, для того чтобы более полно и системно изложить международно-правовые вопросы в сфере обеспечения информационной безопасности государства и предложить пути их решения, необходимо начать рассмотрение этой проблемы с определения основных аспектов информационной безопасности.

В проблеме информационной безопасности можно выделить два основных аспекта.

Первый аспект включает в себя спектр вопросов, относящихся к информации и к ее содержанию. Это прежде всего вопросы характера распространяемых сведений, их соответствия определенным правилам, и прежде всего принципам международного права, вопросы получения информации различными способами и т.д.

Второй аспект включает в себя круг вопросов, относящихся к средствам сбора, накопления, обработки, хранения и передачи информации. К этим средствам относятся прежде всего вычислительная техника (компьютеры), информационно-телекоммуникационные сети, другие технические средства, обеспечивающие сбор, накопление, обработку, хранение и передачу информации. Проблема обеспечения функционирования указанных средств в современном мире перестает быть исключительно технической проблемой. В настоящее время общепризнано, что быстрое и устойчивое развитие государства невозможно без широкого использования информационных технологий и средств обработки информации. Объективной реальностью в современном мире стало то, что критически важные для функционирования государства структуры, такие как транспорт, энергоснабжение, кредитно-финансовая сфера, связь, система обороны, правоохранительные органы, все более полагаются в своей деятельности на информационные технологии и средства обработки информации, которые должны обеспечивать такие свойства обрабатываемой ими информации, как целостность, объективность, доступность и, в необходимых случаях, конфиденциальность.

Таким образом, обеспечение надлежащего функционирования указанных средств становится проблемой социальной, а следовательно требующей соответствующего правового регулирования.

Два обозначенных выше аспекта информационной безопасности можно обнаружить во всех проблемах обеспечения информационной безопасности. Выделение этих аспектов необходимо потому, что они отражают две различные сферы общественных отношений, которые требуют установления различных правовых режимов. Смешение этих аспектов приводиг к тому, что возникают затруднения в определении понятий, в их разграничении, в разработке предложений по правовому регулированию проблем обеспечения информационной безопасности.

Разумеется, что информационная безопасность имеет еще очень много аспектов, так как безопасность сама по себе явление системное, многоуровневое и в тоже время целостное3. Но, на наш взгляд, большинство проблем в сфере информационной безопасности включается в указанные два аспекта, а в случае рассмотрения вопроса международно- правового регулирования, выделение этих аспектов еще более оправдано, так как, и это будет показано далее, исторически обусловлено развитием международного права в сфере информационных отношений.

Еще по теме /./. Основные аспекты информационной безопасности.:

  1. 1.2. Информацияf Безопасность, Информационная безопасность. Определение понятий.
  2. 1.3. Эволюция международно-правового регулирования информационных отношений с точки зрения обеспечения информационной безопасности.
  3. 2.1. Решение вопросов информационной безопасности действующим международным правом
  4. 2.2. Вопросы информационной безопасности и информационных отношений и деятельность международных организаций на современном этапе.
nber-horeca.ru - Браузеры. Компьютер. Социальные сети. Программы